4 заседания Совета по защите прав предпринимателей и противодействию коррупции состоялись в Жамбылской области

0 10

В региональной службе коммуникаций управления внутренней политики акимата Жамбылской области состоялась пресс-конференция с участием заместителя директора Палаты предпринимателей Жамбылской области по правовым вопросам Кайрата Сыдыкова, начальника отдела по защите прав предпринимателей и снижению административных барьеров Палаты предпринимателей Жамбылской области Индиры Молдабековой, передает ИА ZhambylNews.

Совет по защите прав предпринимателей является постоянно действующим консультативно-совещательным органом и создан с целью оперативного и системного решения задач по вопросам представления, обеспечения и защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательства, а также публичного освещения проблемных вопросов развития бизнеса в Жамбылской области.

За истекший период проведено 4 заседания Совета по защите прав предпринимателей и противодействию коррупции.

Первое выездное заседание Совета состоялось 20.02.18 г. на площадке Филиала Палаты предпринимателей в Меркенском районе по рассмотрению спорных вопросов между ИП «Туйтебаевой А.С. с ТОО «Гидроэнергетическая компания».

Утверждено устное соглашение о подписании Договора и согласования графика оплаты за потребленную электроэнергию и оказание содействия Товариществом ИП Туйтебаевой А.С. в поиске лиц, установивших трансформатор, и оформлении документов на его установку.

Второе заседание проведено 28.04.18 и вынесены на его рассмотрение 2 вопроса: 1) о проблемах при отборе пищевой продукции (Результат — проблемный вопрос включен в Республиканский Реестр проблем); 2) проблемы исполнения обязательства по государственным закупкам ГКП на ПВХ «ТаразТрансЭнерго» (результат — обращения предпринимателей решены положительно, суммы выплачены, руководству ГКП на ПВХ «ТаразТрансЭнерго» направлено письмо о недопущении подобных нарушении).

Третье заседание Совета состоялось 01.06.18 и вынесены на его рассмотрение 2 вопроса: 1) о проблемах при вакцинации домашних сельхоз. животных от особо опасного заболевания в сфере ветеринарии (Результат — Вопрос решен положительно, виновные должностные лица привлечены к дисциплинарной ответственности. Внесено предложение о внесении изменении в часть 4 статьи 406 КоАП РК в части усиления ответственности должностных лиц МИО); 2) о проблеме освобождения территории предпринимателя от конфискованного имущества в доход государства и передачи уполномоченному органу (Результат — в настоящее время получен ответ с Комитета Государственного имущества и приватизации МФ РК о том, что в настоящее время Департаментом прорабатывается вопрос приемки конфискованного имущества в доход государства).

Четвертое выездное заседание Совета состоялось 27.06.18 на площадке акимата Жамбылской области и вынесены на его рассмотрение 2 вопроса: 1) о вынесении земельной комиссией города Тараза решения об отказе в предоставлении права из-за отсутствия в материалах заявки эскизного проекта на объект; 2) несвоевременное принятие решения акиматом г. Тараза о предоставлении права на основании положительного заключения земельной комиссии города Тараза (результат — по поступившим обращениям и списку Палата обратилась в прокуратуру Жамбылской области. По результатам анализа областная прокуратура на имя акима города Тараза внесла представление об устранении нарушений закона в отношении 84 заявителей и рассмотрения вопроса о дисциплинарной ответственности виновных должностных лиц.

Выстроена модель рассмотрения и обсуждения системных и проблемных вопросов с акимом области, как в рамках Совета по защите прав предпринимателей и Регионального совета палаты предпринимателей, так и на личном приеме.

С начала 2018 года проведено 2 заседания Регионального совета палаты предпринимателей с участием акима области Аскара Мырзахметова и 1 заседание с участием акима города Галымжана Абдраимова.

21.09.2018 г. планируется проведение Регионального совета палаты предпринимателей на площадке акимата Жамбылской области. Будет вынесено 4 проблемных вопроса, возникающих в сфере государственных закупок. Увеличения процедур закупок «из одного источника»; неисполнение договорных обязательств Заказчиками в процессе государственных закупок; заключение дополнительных соглашений по государственным закупкам; приоритет отечественных товаропроизводителей в государственных закупках; отказ государственных учреждений в оплате за выполненные работы.

Палатой предпринимателей ведется работа по Дорожным картам, заключенным с областным судом, областной прокуратурой и Департаментом Агентства по делам госслужбы и противодействию коррупции по Жамбылской области.

В рамках Дорожной карты с областным судом был проведен ряд круглых столов, семинаров, совещании на которых были рассмотрены вопросы в сфере государственных закупок, земельных отношений, налогового законодательства, порядка подачи заявлений в суд и обжалования решения и др.

А также, проведен социальный опрос среди субъектов бизнеса на тему «Восприятие судебной системы», в результате которого выявлен ряд проблемных вопросов, по мнению бизнеса препятствующих его развитию, в некоторых случаях, противоречащих проекту председателя Верховного суда Ж. Асанова «7 камней судебной системы».

Так, по мнению бизнеса, принятие заявлений в производство составляет 10 дней (согласно нормам ГПК РК), сам процесс 30 дней, что в итоге может отразиться на финансовой деятельности компании, поскольку при судебных разбирательствах бизнес отвлекается от работы на срок более 1 месяца. Бизнес считает, что такие сроки противоречат принципам «время деньги».      (На практике суд пока примет его в производство истекает срок 5 дневного обжалования результатов рассмотрения обращения в уполномоченный орган, что дает право заказчикам заключать договора с поставщиками, допущенными с нарушением законодательства. Далее истцам приходится менять требование иска на признание не действительным договора и его отмены, где решения в большинстве случаев выносятся после «Пожара»). Бесконечные отложение дел, ввиду срочных совещаний, подготовки к рассмотрению, загруженностью судей и т. д.

В практике бизнеса вынесение судами неоднозначные решения, т.е. по абсолютно одинаковым заявлениям судами выносится противоположные решения (пример: заявления об обеспечении иска), которые в итоге влияют на деятельность бизнеса.

Бизнес считает, что спорах с государственными органами, процент вынесения решения в пользу очень низок. Зачастую суды соглашаются с выводами государственных органов, как бы «отводя от себя ответственность-моя хата с краю» при принятии решении.

Так, по мнению, апелляция в суде практически не работает, которая в большинстве случае соглашается с решением первой инстанции, формально относится к доводам и доказательствам бизнеса.

Бизнес часто сталкивается со случаями, когда суды не принимают во внимание результаты частных экспертиз, аудитов, заключений. Для суда наиболее важны результаты государственной судебной экспертизы.

Судами не всегда выносятся частные определения, постановления в адрес государственных органов, по установленным фактам нарушения. По тем решениям суда в пользу бизнеса, государственные органы остаются безнаказанными.

При разрешении дел, суды зачастую прибегают, к различным «разъяснениям» отраслевых центральных органов (министерств, комитетов и т.д.), которые по сути своей являются лишь «рекомендацией» для нижестоящих органов. Такие разъяснения не являются обязательными, поскольку последние не выдерживают требования Закона РК «О правовых актах».

Ввиду требований законодательства, в части запрета вмешательства в деятельность судов, и ограничения в изучении материалов дел, в отдельных случаях не представлялось возможным изучить полную картину по судебного разбирательства, что в итоге сказывалось на качестве проводимого анализа.

В целом реализация Дорожной карты помогла выявить ряд проблем в части доверия бизнеса к суду, практики применения законодательства и др., информация и предложения о которых была направлена в НПП «Атамекен» для дальнейшей работы.

В рамках Дорожной карты совместно с областной прокуратурой проведен анализ законности принимаемых решений земельной комиссией и акимата города Тараза. Проблема вынесения земельной комиссией города Тараз отрицательных заключении по вопросу продления срока аренды, выкупа права аренды, изменения целевого назначения (и другое) только по основанию отсутствия в материалах заявителей эскизного проекта и несвоевременного вынесения решении акиматом города была озвучена на встрече акима Жамбылской области Мырзахметова А.И. с членами Регионального Совета Палаты предпринимателей, бизнес-сообщества Жамбылской области по проблемным вопросам в сфере архитектуры и строительства, Совета по защите прав предпринимателей и противодействию коррупции.

По результатам анализа факты несвоевременных вынесении решений (59 фактов) и необоснованных отклонений (25 фактов) нашли свое подтверждение.

В целях защиты и недопущения впредь аналогичных фактов нарушений законности прокуратурой в адрес акимата города Тараз внесено представление об устранении нарушений законности.

В рамках реализации Дорожной карты с Департаментом агентства по делам госслужбы и противодействию коррупции проведена инвентаризация нормативных правовых актов, решений маслихатов (области, города областного значения и районов), разработанных МИО за 2016 и 2017 годы.

Анализ регуляторного воздействия проводится до и после введения регуляторного инструмента. Проведение анализа регуляторного воздействия является обязательным условием введения нового регуляторного инструмента.

Так, инвентаризация НПА показало, что всего Жамбылским областным маслихатом за 2016 год принято 13 решений, в 2017 году 12 решений, Таразским городским маслихатом в 2016 году принято 9 и в 2017 году 4 решения, 10 районными маслихатами Жамбылской области в 2016 году 64 и в 2017 году 54 решения.

Принятые решения маслихата за 2016-2017 годы касаются вопросов деятельности государственных служащих, порядка проведения митингов, оказания социальной помощи и т.д.

В ходе инвентаризации проектов решений (решений) маслихатов, воздействующих в отношениях субъектов частного предпринимательства не выявлено.

Задача участия Палаты в консультативно-совещательных органах (КСО) – защита интересов предпринимательства и выявление проблемных вопросов системного характера. На сегодняшний день представители Палаты предпринимателей участвует в 42 КСО.

Палата проводит целенаправленную работу по качественному изменению состава КСО и использованию их в качестве основных диалоговых площадок в процессе взаимодействия бизнеса и власти.

В действующих КСО на областном уровне 50% комиссии составили представители бизнеса, ведется активная работа с местными исполнительным и государственным органом.

Данная работа также проводится на районном уровне области по включению в состав представителей бизнеса.

Одной из приоритетных КСО является Земельная комиссия г. Тараза, где в заседании участвует представитель Палаты Сыдыков К. По нашей информации всего по области в 2017 г. —   проведено 23 аукциона, в 2018 г. — 7 аукционов, а также в 2018 г. — 6 конкурсов.

Экспертные заключения представляют собой консолидированное мнение членов аккредитованных объединений субъектов частного предпринимательства, Национальной палаты предпринимателей Республики Казахстан, носят рекомендательный характер и являются обязательным приложением к проекту нормативного правового акта до его принятия, в том числе при каждом последующем согласовании данного проекта с заинтересованными государственными органами.

Всего за 9 месяцев за получением экспертного заключения поступило 67 проектов, из них по 39 проектам даны экспертные заключения без замечаний, 20 с замечаниями отправлены на доработку и 8 проектов не затрагивают интересы СПД.

Всего за 9 месяцев Региональной Палатой предпринимателей для включения в Реестр проблем выявлено  и направлено 5 административных барьеров республиканского уровня, из которых 1 включен в Реестр, по 4 отказано.

Количество выявленных административных барьеров в разрезе отраслей экономики выглядит следующим образом: логистика и перевозки — 1; АПК — 1; туризм — 1; закупки  — 2; торговля — 1.

Leave A Reply

Your email address will not be published.