На юго-востоке Жамбылской области, на самой границе с Кыргызстаном, расположено село Сортобе, место компактного проживания дунган, которые обосновались здесь в конце XIX века и сумели сохранить свой быт традиции, передает Радио Азаттык.
— Такие щи готовятся только у нас, в Кордайском районе, — говорит одна из гостей Роза Буларова. – Дунганские щи совмещают в себе горячие, острые, сладкие блюда. Комплектация начинается от 13 блюд, но можно готовить и 18, 24, 28… Всё зависит от количества гостей и состоятельности хозяина.
Тем временем Шафур собирается за невестой. Друзья помогают ему нацепить на костюм красную и зеленую ленты — отличительные знаки жениха.
Самым близким друзям жениха предназначена особая роль: они должны позаботиться о том, чтобы праздник не был скучным. Помимо песен и танцев веселье сопровождается традиционными «разукрашиваниями» сажей и хлестанием друг друга свежесрезаными розгами. После свадьбы жених должен обязательно накрыть для друзей стол, чтобы отблагодарить их за праздничное веселье.
Подарки на свадьбу обычно преподносят в денежном эквиваленте, небольшими суммами от двух до пяти тысяч тенге (100 долларов — скорее исключение, чем правило). Размер суммы и имя дарителя записывают в специальную тетрадь, чтобы после, когда появится повод, подарить ему столько же.
Сторона жениха собирается за невестой. На фото девушка украшает автомобиль, в котором Розу повезут в дом будущего мужа.
Шафур с друзьями подъезжает к дому Розы, но останавливаются чуть поотдаль, дожидаясь, пока родственник невесты не начнет размахивать красным платком – это сигнал, что уже можно заходить. При этом размахивать платком следует с поклоном, проявляя уважение к будущему мужу своей родственницы.
В доме невесты мулла проводит никах (обряд заключения брака в исламе).
Перед тем, как покинуть родной дом, лицо невесты закрывают платком, поверх которого накидывается ещё один. Первый платок (из дома жениха) является символом того, что невеста становится членом новой семьи. Второй платок, согласно традиции, должен быть из дома матери.
Еще одна традиция: родственник невесты со стороны матери (дядя или родной брат) на руках выносит девушку из дома и сажает в автомобиль.
Невесту заводят во двор жениха. Эту церемонию сопровождают еще одним шашу — в его состав, помимо сладостей, входят урюк и орехи, которыми потом угощают молодых женщин, планирующих пополнение семьи. Если женщина хочет, чтобы родился мальчик, берет орехи, если девочка — урюк.
В доме жениха невесту усаживают на специальное место и устраивают смотрины.
Дунганские девушки фотографируют невесту.
Перед смотринами на невесту надевают золото, которое было в приданном. При этом золотые изделия должны быть пяти видов – обязательно национальные кольца и серьги, а дальше — на усмотрение сторон — браслеты, цепочки, броши… На дунганских украшениях нередко изображается птица Феникс, как символ счастья и светлого будущего, а также плод граната, который символизирует благополучие и достаток.
Примерно в два часа дня свадьба завершается и в доме жениха остаются только самые близкие родственники. Вечером они собираются в узком кругу, читают Коран и ужинают, набираясь сил перед предстоящими походами в гости, которые, согласно дунганским традициям, продлятся еще две недели.
Автор — Петр Троценко, фото автора