Депутаты мажилиса в ходе обсуждения отчета правительства об исполнении республиканского бюджета за 2018 год в мажилисе указали на нестыковки в статистике минобразования по количеству учителей, прошедших языковые курсы, и задались вопросом, почему единственным критерием доплаты учителям является наличие сертификата без учета качества преподавания, передает NUR.KZ.
«Согласно отчету правительства, на языковых курсах по итогам 2018 года прошли обучение 18 тысяч 902 педагога или 54,5% от общей потребности учителей-предметников.
Вместе с тем, в письме от 11 апреля этого года на наш запрос в рамках подготовки к правительственному часу по вопросам обновленного содержания вы официально представили совершенно другую цифру о педагогах, прошедших языковые курсы, а именно — 11 тысяч 423 человека или 32,9% от общей потребности учителей предметников.
Посмотрите, вы сами в одном случае указываете, что обучение прошли порядка 55% всех учителей-предметников, а в другом — 33%. А ведь разница при этом составляет 7 тысяч 479 педагогов, и обучение каждого из них подразумевает немалые деньги.
Вот такая арифметика. Объясните, пожалуйста, почему в официальных данных министерства один и тот же показатель представлен разными цифрами?» — спросила депутат Ирина Смирнова.
В продолжение вопроса ее коллега Джамиля Нурманбетова указала на то, что в 2018 году из республиканского бюджета выделено более 1,6 млрд тенге на доплату 6 тысячам 840 учителям-предметникам, поучившим сертификаты о прохождении языковых курсов. Размер доплаты составляет 35 тысяч 394 тенге.
«Все указанные учителя получили сертификаты уровня «В» и выше. Но только 818 из них — это всего лишь 12% — ведут занятия в формате полного погружения, что означает проведение всех этапов урока на английском языке, а оставшиеся 5922 педагога преподают в формате частичного погружения, то есть проводят только отдельные элементы уроков на английском языке.
Но при этом обе категории учителей получают одинаковую доплату в 35 тысяч 394 тенге в месяц. Получается, что абсолютное большинство сертифицированных учителей-предметников из-за недостаточной языковой подготовки не могут вести занятия на английском языке.
И никто не видит в этом проблемы, включая самих учителей. Единственным критерием для доплаты является наличие сертификата без учета качества преподавания», — сказала Нурманбетова.
Коллег поддержал и спикер мажилиса Нурлан Нигматулин.
«Вы доплачиваете не за знание языка, вы доплачиваете за бумажку форматом А4 под названием «сертификат». Откровенно говоря, понятно, почему это делается. Это позволяет просто вам улучшить показатели в отчетах стратегического плана.
Поэтому в отчете Счетного комитета здесь вроде все нормально, а когда начинаем смотреть (- нет- прим.ред.). Издайте свой приказ – если несоответствие, значит платить не надо. Это будет и стимул для учителей. А что в результате?
Демотивируем все категории учителей, что является, в общем-то, несправедливостью. Это, что называется, полбеды. Самое главное, от такого непрофессионального подхода страдает качество обучения.
Отсюда, кстати, «острое» восприятие населения такого, с позволения сказать, трехъязычного образования. Никто не говорит, что не надо преподавать в школах на английском языке, но надо делать эту работу правильно, по-умному, а не ради отчетов», — сказал он.
Министру образования и науки Куляш Шамшидиновой не оставалось ничего, кроме как согласиться с доводами парламентариев.
«Этот вопрос сейчас обсуждается и изучается министерством образования и науки. Мы хотим внести четкое и ясное понимание, кому доплата должна идти, а кому доплата не должна идти. Мы над этим вопросом работаем», — сказала она.