Строительство тоннелей, металлургического комбината и хранилища отходов планирует китайская компания на золоторудном месторождении на севере Таджикистана. Душанбе передает свои недра под контроль компаниям из Поднебесной в обмен на инвестиции и как расчет за свои долги. В настоящее время более 80 процентов золота в Таджикистане добывают совместные с Китаем предприятия.
К промышленной добыче драгоценного металла рудники на севере Таджикистана готовит совместная китайско-таджикская компания Talco Gold, сообщает «Настоящее Время». Только разведанные запасы этих рудников превышают 50 тонн. Здесь также планируют добывать сурьму. Перерабатывать металлы в высокоочищенные слитки будут тут же, на металлургическом комбинате, который планируют построить к 2020 году.
В Таджикской алюминиевой компании (ТАЛКО) говорят, что при поиске партнеров выдвигали ключевым условием полную переработку ресурсов и изготовление готовых к продаже слитков. Китай инвестировал деньги, технологии и специалистов, а таджикская сторона предоставила само месторождение. Прибыль, как заявлено, будут делить пополам.
Игорь Саттаров, пресс-секретарь ТАЛКО, рассказывает, что с китайскими инвесторами договорились о выпуске конечного продукта. «Для нас это принципиально. Это другая ценовая политика получается, более выгодная, и здесь, естественно, совсем другие вложения», — говорит Саттаров. Для этого и построят металлургический комбинат.
Сумма китайских инвестиций в проект превышает 200 миллионов долларов. Начать переработку металлов обещают уже в следующем году. Представитель компании Talco Gold Чжоу Ву рассказал, что уже провели высоковольтные линии и прорыли тоннели. В планах — дамба и водоотводный канал, а также хвостохранилище.
В Таджикистане более 80 процентов золота добывают совместные китайско-таджикские компании. По словам таджикских партнеров Talco Gold, выбор в пользу китайцев обусловлен экономической выгодой.
По словам Саттарова, таджикские проекты по золотодобыче были доступны для любой страны мира, их продвигали в России, но наибольший интерес проявила китайская сторона.
Таджикский экономист Ходжимухаммад Умаров связывает растущий объем инвестиций Китая в экономику Таджикистана с тем, что инвесторы из Китая, как он считает, знают местные «правила игры».
«Внутри себя они против коррупции. Вокруг себя — особенно в Центральной Азии и странах Юго-Восточной Азии — они поощряют коррупцию, чтобы накопить побольше в казну Китая», — говорит Умаров.
Таджикистан передает под контроль китайским компаниям свои недра в обмен на инвестиции, а также как расчет за свои долги. Например, за строительство ТЭЦ «Душанбе-2» властям пришлось отдать Китаю месторождение золота «Верхний Кумарг» с запасом металла в 50 тонн на неопределенный срок.
Китай вкладывает многомиллиардные суммы в экономику стран Центральной Азии, он также усиливает свое присутствие в сфере безопасности. Так, в начале августа в Таджикистане прошли таджикско-китайские антитеррористические учения.
Центральная Азия привлекает внимание Китая богатыми залежами полезных ископаемых и водными ресурсами. По территории региона проходит значительная часть инфраструктуры амбициозной инициативы Китая «Один пояс — один путь». Эта инициатива нацелена на создание железнодорожных путей, портов и энергетической инфраструктуры, соединяющих Китай с Европой, Африкой, а также с регионами Азии. Проект подвергался критике со стороны США и многих стран Европейского союза. В частности, они заявляли, что на некоторые развивающиеся страны — участницы проекта наложено бремя долговых обязательств, которое они не способны нести.