С докладом по первому вопросу повестки дня выступила заместитель областной избирательной комисси Мадиева С.К. Она сообщила, что предвыборная агитация началась 21.10.2022 г. после 18.00 часов и продлится до 00-00 часов 19 ноября 2022 года.
Предвыборная агитация осуществляется тремя способами:
1) через средства массовой информации;
2) путем проведения публичных предвыборных мероприятий;
3) путем выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов.
Агитация через СМИ.
Для того чтобы размещать агитационные материалы, средства массовой информации до 16 октября должны были опубликовать, а также представить в Центризбирком сведения о размере оплаты, условиях и порядке предоставления эфира и печатной площади.
В настоящее время 15 информационных сообщений от СМИ Жамбылской области размещены на интернет-ресурсе ЦИК. Публикация агитационных материалов в республиканских и региональных средствах массовой информации, не представивших свои ценовые предложения, запрещена.
С момента начала агитации, вся информация, пропагандирующая цели и задачи кандидатов, за исключением новостных и аналитических программ, должна быть оплачена из избирательного фонда кандидатов.
В соответствии с КЗ «О выборах в РК» условия договора не должны создавать преимуществ какому-либо кандидату.
Средства массовой информации обязаны осуществлять объективное освещение выборной кампании кандидатов, воздерживаться от публикации агитационных материалов и иной информации, заведомо порочащих честь, достоинство и деловую репутацию кандидата.
Редакция средства массовой информации обязана отказать в публикации предвыборных программ кандидатов, если они содержат: идеи насильственного изменения конституционного строя, нарушения целостности Республики, подрыва безопасности государства, разжигания социальной, расовой, розни, культ жестокости и насилия, а также создание непредусмотренных законодательством военизированных формирований.
Второй способ агитации — путем проведения публичных предвыборных мероприятий, а также личных встреч кандидатов и их доверенных лиц с избирателями.
Согласно выборного законодательства, избирательные комиссии совместно с МИО и органами местного самоуправления составляют график встреч кандидатов с избирателями в выделенном помещении и публикуют его в средствах массовой информации.
Третий способ агитации — путем выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов.
В соответствии с КЗ «О выборах в РК», все агитационные печатные материалы должны быть промаркированы. Запрещается изготовление агитационных печатных материалов за пределами территории Республики Казахстан, распространение анонимных агитационных материалов.
В рамках доклада С.Мадиева остановилась на проведении опросов общественного мнения. Так, опросы общественного мнения и экзит-поллы вправе проводить юридические лица, имеющие не менее пяти лет опыта по проведению опросов общественного мнения. Они должны уведомить в письменном виде Центризбирком с приложением копий соответствующих документов.
При опубликовании результатов опросов общественного мнения, связанных с выборами, СМИ обязаны указывать юридическое лицо, проводившее опрос, лиц, заказавших опрос и оплативших его, время проведения опроса, метод сбора информации, точную формулировку вопроса, число опрошенных и коэффициент погрешности результатов опроса.
Законом о выборах проведение предвыборной агитации запрещается: государственным органам, военнослужащим, членам избирательных комиссий, религиозным объединениям, иностранцам.
Ненадлежащей предвыборной агитацией является предоставление избирателям бесплатно или на льготных условиях товаров, каких-либо услуг, ценных бумаг, а также проведение лотерей, благотворительных акций, выплата денег либо обещание предоставления таковых. Проведение ненаджлежащей предвыборной агитации запрещено. В день выборов и предшествующий ему день любая предвыборная агитация запрещена.
В заключение выступления С.Мадиева подчеркнула, что за нарушение сроков, порядка и условий предвыборной агитации предусмотрена правовая ответственность, а в отношении кандидатов вплоть до отмены регистрации.
В рамках вопроса также выступили: начальник управлений внутренней политики Жамбылского областного акимата А.Садубаев, представители областной прокуратуры и СЭС.
Так, А.Садубаев доложил о том, как будет осуществляться мониторинг информационного пространства на предмет соблюдения условий проведения предвыборной агитации СМИ. Представитель областной прокуратуры проинформировал участников заседания об ответственности за нарушение условий проведения предвыборной агитации и представитель СЭС об эпидемиологической ситуации по короновирусной инфекции в Жамбылской области.