Полвека на сцене!

0 19

Сложно представить человека более преданного своей профессии, чем актриса Жамбылского областного русского драматического театра Турманидзе Надежда Яковлевна. В этом году она отмечает 50-летие беспрерывной творческой деятельности. За полвека на сцене ею было сыграно огромное количество ролей, главных и эпизодических, комедийных и драматических, как взрослых спектаклях классического западного и советского репертуара, так и в детских сказках.

Творческая жизнь Надежды Яковлевны началась в 1971 году в Шадринском театре. Проработав 8 лет в России, она вместе с мужем Вахтангом Давидовичем Турманидзе, Народным артистом РСФСР, заслуженным артистом Латвийской СР, была приглашена в Жамбылский областной русский драматический театр, где начала работать актрисой с сентября 1979 года, и работает по сей день. За 42 года работы в театре награждалась различными грамотами и медалями. Она является обладательницей Юбилейной медали «20 лет Ассамблеи Казахстана» — «Қазақстан халқы Ассамблеясының 20 жылдығы құрметіне», медали Ветерана труда – «Еңбек АРДАГЕРІ», Юбилейной медали «75 лет Победы в Великой Отечественной Войне 1941-1945 гг» как вдова участника ВОВ, и нагрудного знака Отличника культуры РК – «Мәдениет саласының үздігі».

Надежда Яковлевна всем сердцем любит родной театр и не мыслит жизни без него. Она внесла большой вклад в развитие театра: принимала активное участие в общественной жизни, писала статьи об артистах в местные и республиканские СМИ. Будучи председателем Союза Театральных Деятелей организовывала командировки актеров в Ленинград и Москву. По её инициативе приглашались театральные критики для разбора и анализа спектаклей. Из города Алматы приглашались педагоги по актерскому мастерству сценической речи, проходило повышение квалификации артистов.

Зритель очень любит Надежду Яковлевну за уникальность каждой роли: ею созданные образы всегда сочные, яркие и правдивые. Ей по плечу роли как глубоко драматические, так характерные и комедийные. Работы Турманидзе Н.Я. неоднократно отмечались театральными критиками России и Казахстана.

Главным для актера Надежда Яковлевна считает талант и трудолюбие, в чем сама является примером. Она настоящий патриот своей профессии, и отзывчивый человек, готовый прийти на помощь тем, кто в ней нуждается. За 50 лет актерской деятельности она сыграла более 500 ролей. Вот наиболее значимые из них:

М.Мэйо и М.Эннекен «Лгунья» — Кэтти, миссис Пэттиктон;

Р.Тома «Восемь любящих женщин» — Луиза;

А.Коломиец «Фараоны» — Председатель колхоза;

А.Чехов «Драма» — Мурашкина;

А.Коровкин «Тетки» — Роза Карловна;

В.Шекспир «Виндзорские насмешницы» — Миссис Форд;

Лопе де Вега «Изобретательная влюбленная» — Белиса;

Лопе де Вега «Учитель танцев» — Лисена;

В.Соллогуб «Беда от нежного сердца» — Дарья Пантелеймоновна;

М.Задорнов «Последняя попытка» — Елена Владимировна;

В.Гоголь «Женитьба» — Арина Пантелеймоновна;

М.Муханов «Тайна, унесенная Чингисханов» — Бортэ – жена Чингисхана;

Н.Птушкина «Пока она умирала» — Софья Ивановна;

В.Гурин «Прибайкальская кадриль» — Лида;

Лесков «Леди Макбет Мценского уезда» — Аксинья, Марфа;

Б.Шоу «Моя прекрасная леди» — Миссис Пирс, миссис Эйнсфорд Хилл;

А.Островский «На всякого мудреца довольно простоты» — Глумова;

Н.Коляда «Корабль дураков» — Манефа;

Ф.Кампо «Развод по-французски» — Жозефина;

Ж.Ануй «Антигона» — Кормилица;

С.Говорухин «Контрольный выстрел» — Вера Михайловна;

Ф.Буляков «Выходили бабки замуж» — Мария;

В.Дельмар «Дальше тишина» — Люси – Мать;

«Мне дорога каждая моя роль. Я стараюсь не повторяться. Ищу в каждой роли ее «изюминку». По натуре я ужасная самоедка и самокритик. Если чувствую, что зритель мой, это вершина блаженства! Но все равно, после каждого спектакля задаю себе вопрос — что можно было бы сделать лучше?» — делится Надежда Яковлевна.

На вопрос о том, чем для вас является театр, актриса отвечает не раздумывая: «Это мой кислород. Я так влюбилась в театр, что буквально дышу им, не могу жить без него», и цитирует Белинского «Театр. Какое из всех искусств владеет такими могущественными средствами поражать душу впечатлениями и играть ею самовластно? В театре тысячи глаз устремлены на один предмет, тысячи сердец бьются одним чувством, тысячи грудей задыхаются от одного упоения, тысячи «я» соединяются в одно общее целое «я», в гармоническом сознании беспредельного блаженства. О, ступайте, ступайте в театр! Живите и умрите в нем, если можете».

Leave A Reply

Your email address will not be published.