Деятельность Администрации президента РК в последние годы претерпевает значительные изменения. Обусловлено это приходом в ведомство людей с новыми идеями. В их числе и заведующая отделом внутренней политики Аида Балаева, которая является одним из кураторов масштабной госпрограммы «Модернизация общественного сознания». В интервью NUR.KZ она рассказала о своей карьере и личной жизни.
В ходе беседы Аида Балаева поделилась своим мнением о чиновниках, троллинге, соцсетях, собственной внешности и гендерном равенстве.
— Вы – один из кураторов реализации программы «Рухани жаңғыру», где в числе спецпроектов проект «Туған жер», направленный на развитие «малой родины». Как давно Вы навещали родной аул?
— К сожалению, в силу загруженности, мне не так часто удается посещать родной край. Мой последний визит на Малую родину был связан с проектом «Туған жер». Я презентовала свою книгу по истории Жамбылского района Алматинской области — «Қызыр қонған құт мекен».
В ней собраны материалы по сакральным святыням, великим именам, историям происхождения названий рек, гор, населенных пунктов и др. Прежде всего, мне хотелось, чтобы эта книга была полезна для подрастающего поколения, чтобы они знали историю родного края, где они родились и выросли.
— Какое самое яркое воспоминание о детстве?
— Все воспоминания из детства всегда кажутся очень теплыми и яркими. Ведь именно в детстве мы испытываем по-настоящему искренние эмоции, чувства и переживания. Детство – это возвращение к себе.
В местности, в которой я выросла, очень красивая природа, горы, реки. Думаю, если человек хоть раз в жизни был в Алматы или Алматинской области во время весеннего цветения, когда поля покрываются цветущими красными, желтыми тюльпанами, ирисами, то понимает, о чем я говорю. Так вот, я хорошо помню, как каждую весну вместе с другими детьми мы собирали цветы, ходили в походы, одним словом, проводили свое свободное время на природе.
— И проявлялись ли уже в Вас тогда задатки лидера?
— Я думаю, что задатки лидерства зарождаются в тех условиях, когда присутствует конкуренция, желание доказать, что ты можешь сделать что-то не хуже других. Думаю, что учителя с содроганием приходили на наши уроки, потому что наш класс был очень живой, дружный и любознательный. Мы буквально изнуряли их своим любопытством, так как каждый из нас хотел быть не хуже своих одноклассников. Именно поэтому в нашем классе было сразу четыре медалиста, и сегодня я уверена, что наши учителя гордятся нами.
— Сегодня Вы возглавляете отдел внутренней политики Администрации президента. Почти за 20 лет карьеры руководили различными ведомствами, в Вашей биографии также есть пост заместителя акима города Астаны. Почему Вы решили посвятить себя государственной службе?
— Наше поколение увидело распад Советского Союза, наша юность пришлась на первые годы становления Независимого Казахстана. Это было тяжелое время, и в эти годы не приходилось выбирать, люди работали там, где это было возможно. Поэтому мой путь на государственную службу был не простым. Мой первый профессиональный опыт в акимате Алматинской области был связан с исполнением обязанностей ведущего специалиста, который находился в декретном отпуске.
Поначалу мне казалось, что я пришла на государственную службу временно. Но как говорится, ничего не бывает более постоянным, чем временное. С этой временной позиции я была переведена на постоянную работу, и с нее я прошла все ступени государственной службы.
— Как начиналась Ваша «лестница в небо»? Три Ваших главных качества, без которых Вы бы не выросли в личность, которой сейчас являетесь?
— Я думаю, на этот вопрос я ответила в предыдущем вопросе, а что касается качеств, по моему мнению, залогом успеха любого человека являются трудолюбие, ответственность и самодисциплина.
— Как считаете, можно ли обойтись в нашей стране без покровителей, чтобы занять свое место под солнцем – на верхушке власти?
— Как я уже сказала, если человек трудолюбив, ответственен и целеустремлен, то ему по плечу практически любые вершины карьерного роста. Примеры многих выдающихся людей нашей страны являются тому свидетельством.
— Каково живется казахстанской женщине в политике?
— Как в армии (засмеялась).
— Сталкивались ли Вы за годы своей работы с сексизмом, гендерной дискриминацией? Когда, допустим, мужчина, имеющий равную с Вами квалификацию, получал более высокую заработную плату, или имел больше привилегий?
— Ну, раз такие понятия все еще существуют, то значит люди все еще сталкиваются с такими фактами в своей жизни.
— Вы – закрытый человек?
— Нет.
— Какие у Вас отношения с социальными сетями? На Фейсбуке у Вас около 5 тысяч подписчиков. Поддерживаете ли Вы обратную связь с фолловерами, отвечаете на их вопросы?
— Полагаю, их могло бы быть гораздо больше, если бы Фейсбук не ограничивал число друзей пятью тысячами.
Хочу отметить, что это мой личный аккаунт и никак не связан с профессиональной деятельностью. Поэтому, я намеренно не отвечаю тем, кто пишет мне по рабочим вопросам. Считаю некорректным подменять официальные каналы коммуникаций своей страничкой. Что касается личных вопросов: я со многими веду переписку, обмениваюсь мнениями и иногда делюсь советами.
— Самое необычное обращение от подписчиков?
— Конкретно ничего не могу отметить, но бывают и курьезные случаи: иногда я получаю признания в любви и стихи, посвященные мне.
— Как думаете, почему наши чиновники находятся на огромной дистанции от народа? Как относитесь к негативному имиджу казахстанского чиновника? И согласны ли с ним вообще?
— Нет, не согласна. К чиновникам зачастую существует предвзятое отношение, основанное не на обширном личном опыте, а на информации СМИ, домыслах и стереотипах. Как и в любом обществе у нас есть те, кто пытается использовать служебное положение в личных целях, но все-таки большинство государственных служащих — это честные, добропорядочные люди.
— Как реагируете на негатив в соцсетях? В отношении той же программы «Духовной модернизации» очень много троллинга. Иногда создается впечатление, что люди просто не понимают, что это такое и зачем. Это проблема самих людей, или того, что информацию на местах доносят неэффективно?
— В этом вопросе нельзя быть столь категоричным. В цифровой век зачастую людям стало сложно обрабатывать большой поток информации, выделять действительно важные вещи. С другой стороны, государственным органам стало сложнее доносить информацию, тем более что программа «Рухани жанғыру» ориентирована на всех казахстанцев. И как Вы понимаете сиюминутно заинтересовать все категории граждан невозможно.
Первыми Программу подхватили наиболее активные граждане, бизнесмены, интеллигенция, отдельные группы молодежи, но я вижу, что Программа работает, и ее с каждым днем поддерживает все больше людей, тем более она получила новое наполнение. Я уверена — этот процесс будет нарастать.
— Вы всегда выглядите элегантно. Любой женщине известно, что это большой труд. Сами ли Вы делаете себе укладку, макияж? Сколько времени в день на это уходит.
— Я думаю, что внешняя красота и элегантность женщины – это прямое отражение ее внутреннего мира. А внутренний мир женщины должен всегда оставаться некой загадкой для окружающих и особенно для мужчин.
— Какую часть Вашего семейного бюджета составляют расходы на уход, внешний вид, одежду?
— Это зависит от приоритетов, так как это не постоянные траты.
— Вы – жена и мама троих детей. Как Ваша должность сказывается на Вашем характере, женской сущности? Можно ли женщине занимать высокий и ответственный пост, но при этом, приходя домой, оставлять железную хватку и «зубы» у порога?
— На этот вопрос я бы ответила просто: это необходимо.
— Помогают ли Вам вести хозяйство? Или вы справляетесь с бытом самостоятельно? Готовите ли Вы домашним? Учитывая Вашу загруженность, командировки, насколько это возможно?
— Я очень благодарна своей маме, которая помогает мне вести домашнее хозяйство и заниматься воспитанием детей. Она — наша опора. Все мои достижения стали возможными благодаря ее заботе и поддержке.
Я бесконечно счастлива, что до сих пор могу чувствовать себя ребенком.
— Как Вы считаете, это вообще все еще актуально для современной казахстанской женщины – стоять у плиты, строить свою жизнь вокруг создания комфорта своего мужчины, семьи, при этом строить карьеру и руководить командой? Или все-таки права и обязанности обоих полов выровнялись?
— Успех в любой сфере – это труд и беззаветное служение. Даже если все процессы домохозяйства будут автоматизированы, а как мы видим, мир «интернет вещей» к этому ведет, то они все равно не заменят ощущения теплоты, заботы и значимости, которые люди дарят друг другу в семье. Поэтому, несмотря на загруженность, я с большим удовольствием стою у плиты ради своих любимых и близких людей.
А вообще это все индивидуально. В каждой семье свои правила и взаимоотношения. Я думаю, что главное во всем этом, чтобы люди были счастливы вместе.
— Когда Вы плакали в последний раз?
— Женские слезы для меня не чужды, если это касается родных и любимых для меня людей.
В последний раз это было на могиле близкого человека.
— Часто ли удается путешествовать? Как Вы наполняете себя ресурсами, чтобы энергии хватало и для работы, и для семьи? Медитируете, занимаетесь бегом, поете, встречаетесь с подругами?
— К сожалению, все перечисленное для меня недоступно из-за плотного рабочего графика.
Энергию черпаю в выходные дни в детях, я бы сказала, что они — мои батарейки, душа, сила и слабость.