Застройщикам намерены запретить продажу техпомещений
Количество зарегистрированных кондоминиумов в Казахстане не достигает и трети.
Пятый месяц в Парламенте обсуждается законопроект по вопросам реформирования сферы жилищно-коммунального хозяйства, разработанный Министерством индустрии и инфраструктурного развития РК. Поправки, предлагаемые ведомством, вызвали широкий общественный резонанс. Участники рынка и эксперты высказали критические замечания по ряду законодательных новелл. На сегодня в ходе заседаний в мажилисе уже пересмотрено 410 пунктов пакета поправок. О том, какие изменения ожидают сферу ЖКХ, в интервью inbusiness.kz рассказал руководитель депутатской рабочей группы Сапар Ахметов.
– Какую долю занимают кондоминиумы в жилом секторе сегодня?
– 27% всего жилого фонда страны оформлены как объекты кондоминиума. Это говорит о том, что большая часть жильцов многоэтажек, являясь собственниками квартир, не являются собственниками подвалов, технических этажей, лестничных площадок, холлов. Эти площади могут быть отчуждены. Если же дом оформлен как объект кондоминиума, то каждый житель будет иметь долю в этом имуществе, даже в дворовой территории, которая не может быть никому продана, отчуждена. Это общедолевая собственность.
Сегодня подвалы, технические этажи, холлы продаются, потому что жилое здание не оформлено как объект кондоминиума, потому что эти сделки можно узаконивать. Когда в рамках законопроекта по реформированию сферы ЖКХ мы оформим кондоминиумы, этих сделок уже де-факто не будет. Это даст возможность жителям почувствовать себя владельцами всего объекта. Соответственно, как собственники общедомового имущества, они смогут консолидированно содержать эти объекты.
– Это касается объектов, которые только сдаются в эксплуатацию, то есть первичного жилья?
– Это касается всего жилого фонда.
– Что будет происходить с нежилыми помещениями, которые уже проданы и принадлежат кому-то на праве собственности?
– Если уже форма собственности оформлена, то право собственности обратно сыграть не может. Это только через судебные решения возможно. Но те собственники, которые имеют эти помещения, могут быть спокойными, потому что они в свое время оформили законно, ввиду того что не было оформлено кондоминиума, ни у кого не было доли в этом имуществе.
– Каким образом будет проводиться процедура оформления кондоминиумов застройщиками?
– Если поправки будут приняты, то в первую очередь застройщик, прежде чем продать квартиры, должен будет их оформить как объекты недвижимости в Министерстве юстиции. И только после он может их продавать. После того как строительная компания реализует две квартиры, она уже обязана будет оформить объект кондоминиума. На этом этапе собственником 98% квартир и нежилых помещений будет являться застройщик. По мере продажи собственности застройщик вместе с жилыми помещениями передает право владения на нежилые. Соответственно, доля общего имущества в холлах, подвалах, дворовых территориях сразу будет переходить новым собственникам. Сейчас же мы видим, что застройщики на стадии строительства меняют проектные решения и продают нежилые помещения. Если же стройфирмы перед продажей будут регистрировать кондоминиум в соответствии с проектно-сметной документацией, то они уже продать технические помещения не могут. Предусматриваемые поправки ставят очень жесткие ограничения застройщикам.
– Кооперативы собственников квартир (КСК) сейчас освобождены от уплаты НДС, но в Казахстане управляющие компании в форме КСК зарегистрированы в малом объеме. Планируется ли эту преференцию распространить на ОСИ?
– Да, у нас всего 20% приходится на КСК. Когда мы говорим о КСК, мы подразумеваем всю обслуживающую организацию, а это далеко не так. Существует много организационно-правовых форм: акционерное общество, индивидуальный предприниматель, производственный кооператив, потребительский кооператив. Мы сейчас ставим вопрос о том, чтобы управление жилыми домами, в частности ОСИ, освободить от НДС. Для тех, кто занимается сервисными услугами, налоговый сбор останется, потому что это рынок. Сервисные организации будут по договору обслуживать жилые дома. То есть их будут нанимать органы управления в лице ОСИ. Сейчас эта норма обсуждается с Министерством национальной экономики и Министерством финансов.
– В квитанциях счета за ОДН и эксплуатационные расходы указываются как отдельные платежи по коммунальным услугам. Будет ли это пересматриваться в рамках нового пакета изменений?
– Мы в проекте предусматриваем, что общедомовые расходы должны оплачиваться через ОСИ. И сейчас противозаконно счета за ОДН по электроэнергии и теплу предъявлять жителям, потому что они должны начисляться через управляющую компанию.
– То есть расходы на ОДН должны уже сидеть в эксплуатационных расходах?
– Плата за ОДН должна находиться в эксплуатационных расходах. Как должны изыматься общедомовые расходы? Это должно платиться за счет эксплуатационных сборов. Наши монополисты не хотят этим заниматься, не хотят считать. Им легче просто взять и предъявить условно. Все должно по счетчику начисляться, но счетчики есть далеко не во всех домах. Они все свои коммерческие затраты туда включают, а жители сегодня бесправны. Но жильцы должны отвечать только за то, что квартира потребила. Эта норма в новом законопроекте содержится, и более того, в существующем, но монополисты нарушают.
– Как будет осуществляться тарифное регулирование?
– В любом случае тарифы будут утверждаться на общем собрании. Это прерогатива жителей. Мы сегодня говорим, чтобы с квадратного метра минимальный сбор устанавливался в размере 12 тенге. Ранее он был на уровне 56 тенге, но никто его не собирал, потому что когда ежемесячные платежи за текущее содержание начисляются в объеме 34 тенге, то 56 тенге собирать с квадратного метра на капитальный ремонт невозможно.
– Законопроект по реформированию сферы жилищно-коммунального хозяйства был внесен в мажилис еще осенью и с этого времени обсуждается на рабочих группах. Сколько поправок в разработанный Министерством индустрии и инфраструктурного развития законопроект внесено за это время депутатами мажилиса?
– Депутатами внесено на сегодняшний день 410 поправок, потому что имеется много нюансов.
– Не говорит ли это о том, что законопроект был внесен сырым и что разработчики не владеют ситуацией в сфере ЖКХ?
– Я должен сказать, что законопроект в том виде, в котором к нам пришел, был достаточно сырым. Много моментов, которые не предусмотрены. Есть нюансы, когда не учли предложения экспертного сообщества. Поэтому мы создали большую группу из 80 человек, для того чтобы услышать все мнения и обсудить демократично, открыто и транспарентно этот закон. По мере поступлений предложений депутаты внесли уже 410 поправок. Это говорит о том, что мы практически по каждой статье отрабатываем этот законопроект.
– К какому сроку пакет поправок будет вынесен на пленарные заседания?
– Я думаю, что к концу текущей сессии мы придем к определенному результату
– К какому времени закон должен заработать?
– Если закон будет принят в Парламенте и подписан главой государства, то он может вступить в силу в этом году.
Динара Куатова