Принцип светскости: грань между дозволенной религиозностью и пагубным радикализмом

0 32

Сегодня, правовые основы свободы вероисповедания и убеждений граждан в светских государствах в корне отличаются от правовых основ аналогичных сфер в теократических государствах.

Данные основы в первую очередь происходят от принципа отделения религии от государства. Например, светскость определяется наличием юридического понятия как свобода совести, которая является более широким понятием нежели свобода выбора религии, и охватывает в том числе свободу выбора мировоззрения вне религиозных убеждений. В светских государствах правительство, закрепляя за гражданами эти права и свободы, обязуется защищать его; в отношениях с гражданами и общественными объединениями государство не ставит во главе угла их религиозные убеждения и прежде всего руководствуется принципами гражданского равенства; религия (как социальный институт и субъект общественных отношений) отстраняется от процесса создания и продвижения государственной политики (в случаях когда, политика не затрагивает вопросы вероисповедания, а имеет общегражданскую направленность); «религиозный аспект» сохраняется в общественной и частной жизни граждан; государство не полагается и не руководствуется религиозными и теологическими принципами в своей внутренней и внешней политике; государственные и религиозные права отделяются друг от друга, и при решении социально-правовых и гражданских противоречий судьи и правозащитные организации руководствуются государственными законами; в свою очередь религиозные права в значительной степени применяются в рамках религиозных объединений, на которых не возлагаются функции и обязанности государственных органов и органов местного самоуправления;

С момента утверждения и принятия Конституции Республика Казахстан планомерно обеспечивает соблюдение принципа светскости. Сегодня граждане нашей страны имеют право единолично или сообща с другими свободно выбирать, придерживаться, практиковать религию, или не придерживаться ни одной религии вообще. Существование на территории страны различных конфессий и религиозных убеждений особо подчеркивает важность поддержания светских принципов. Казахстан является демократичной страной, которая с уважением относится к свободе убеждений граждан, что в свою очередь отражается в равноправии граждан вне зависимости от религиозных убеждений. Наша страна поддерживает религии, которые имеют культурную и историческую ценность для духовного наследия народа Казахстана в контексте поддержания межрелигиозного согласия. Это является большим достижением и главной демократической ценностью нашего государства с момента принятия Конституции.

Закон Казахстана «О религиозной деятельности и религиозных объединениях», принятый 11 октября 2011 года, гарантируя реализацию прав граждан на свободу религии и убеждений описанных в международных договорах и соглашениях, также упрочил правовую базу по обеспечению принципа светскости нашей страны. В частности Закон гласит, что Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским государством, подтверждает право каждого на свободу совести, гарантирует равноправие каждого независимо от его религиозного убеждения, признает историческую роль ислама ханафитского направления и православного христианства в развитии культуры и духовной жизни народа, уважает другие религии, сочетающиеся с духовным наследием народа Казахстана, признает важность межконфессионального согласия, религиозной толерантности и уважения религиозных убеждений граждан.

Новое казахское общество очень близко к духовности, и это уже видно из большого интереса людей к религии.

К сожалению данное явление в наше время часто используется в деструктивных целях. Так в социальных сетях и средствах массовой информации часто спекулируют на тему религиозности наших граждан, трактуя нормы о запрете на религиозную практику в государственных учреждениях, как запрет на религиозные убеждения среди государственных служащих. В данном случае следует понимать, что государственный служащий это прежде всего представитель государства. Как и любой гражданин нашей страны он имеет право придерживаться определенных убеждений, однако как представитель государства он должен ясно понимать, что его убеждения не должны влиять на его решения как государственного служащего. Нет ничего плохого в том, что человек руководствуясь религиозными соображениями не совершает преступлений, честно выполняет возложенную на него работу и стремится к совершенству, однако как представитель светского государства, на работе он не должен демонстрировать свои религиозные убеждения, руководствоваться ими при принятии решений. Такое действие государственного служащего может стать причиной нарушения общественной стабильности и нанести вред межконфессиональному согласию в стране.

В своем Обращении к народу Казахстана «Казахстанский путь – 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее» Глава государства Н. Назарбаев среди ключевых ценностей страны подчеркнул светское общество и высокую духовность. Эти ценности неразрывно связаны между собой. Стоит отметить, что светскость не подразумевает отказ или отрицание религиозных ценностей, а лишь декларирует, что правительство руководствуется не религиозными, а правовыми нормами государства, а отношение государства к вопросам религии и свободы вероисповедания характеризуется демократичностью. Понятие «светскость» на конституционной основе означает, что государство имеет четкую, прозрачную политику во всех сферах, включая религию, обеспечивает свободу совести.

Светскость — это признание и уважение разнообразия религиозных и иных убеждений каждого человека.

В светском государстве религия имеет свое место, и принцип разделения религия и государства, она не отделена от жизни общества. Религия является одним из важнейших факторов внутренней политики, культуры и духовной жизни общества. Светское государство также регулирует деятельность религиозных объединений, так как они являются неотъемлемой частью гражданского общества. Ведь риски возникновения межрелигиозных разногласий и нетерпимости не только является угрозой для согласия в государстве и обществе, также она представляет непосредственную угрозу для прав и свобод граждан. По этой причине государственно-конфессиональные отношения основаны на диалоге, взаимопонимании и сотрудничестве. Это является залогом стабильности и безопасности в стране.

Народ с высокой духовной культурой являлся драйвером развития и процветания государства во все времена.

Понятие «высокая духовная культура» также имеет отношение к религии, хотя не обязательно проистекает из нее. На протяжении веков казахский народ воспринимал религии в качестве основы духовности.

Духовные ценности нации сочетались с принципами религии. Такие качества народа Казахстана как человечность, взаимоуважение, нравственность, стремление к знаниям, трудолюбие, патриотизм благодаря созидательному влиянию религии стали неотъемлемой частью уникального национального кода. То есть духовность народа стала основой традиционных ценностей. Традиционные ценности народа Казахстана стал залогом успеха и развития нашей культуры, искусства речи, рукоделья, зодчества и архитектуры. Великие представители нашего народа вносили неоценимый вклад в мировую науку. Особенно в последние века казахская наука и культура развивались динамично.

Грань между религиозностью человека и пагубным радикализмом лежит в правильном понимании идеалов светского общества.

Продвижение и укрепление принципа светскости залог сохранения высокой религиозной культуры и согласия в обществе. Это ведет к пониманию сути религиозных ценностей, а ее принятие гражданским обществом выстраивает понимание грани между религиозностью и фанатизмом. Продвижение принципа светскости в обществе никак не означает ослабление роли религии, а на против укрепляет ее роль поддерживая и защищая свободу вероисповедания и свободу убеждений на равноправных условиях для всех субъектов гражданского общества.

А.Е Жоламан , руководитель отдела развития межрелигиозного диалога МЦКР

Leave A Reply

Your email address will not be published.